Научные подразделения и разработки кафедры: Автомобильный транспорт
№ п.п | Наименование монографии | ФИО | Выходные данные (издание, год, страницы, страна), на каком языке опубликована |
---|---|---|---|
1 | Автомобильный транспорт: техника и технологии, организация и управление. Учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим отделом СПО в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательными учреждениями среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий и специальностей 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» | Мищенко Н.И. Воронина И.Ф. Химченко А.В. Судак Ф.М. Супрун В.Л. | Гриф МОН РФ Автомобильный транспорт: техника и технологии, организация и управление: учебное пособие для СПО/ Н. И. Мищенко, И. Ф. Воронина, А. В. Химченко [и др.]. – Москва: Ай Пи Ар Медиа; Саратов: Профобразование, 2022. – 332 с. – (Среднее профессиональное образование). |
2 | Автомобиль и общество. Учебное пособие | Мищенко Н.И. Воронина И.Ф. Химченко А.В. Судак Ф.М. Супрун В.Л. | Автомобиль и общество : учебное пособие / Н.И. Мищенко, И.Ф. Воронина, А.В. Химченко [и др.]. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 331 с. |
3 | Компьютерное моделирование технических систем: учебное пособие | Химченко А. В., Мищенко Н. И. | Саратов: Вузовское образование, 2021. — 165 c. |
4 | Планирование эксперимента: учебное пособие | Химченко А. В., Мищенко Н. И., Быков В.В. | Саратов: Вузовское образование, 2021. — 127 c. |
5 | Методология и методы научных исследований. Практика применения в Matlab: учебное пособие | Химченко А.В. | Горловка: АДИ ГОУВПО «ДОННТУ», 2020. — 80 c. |
6 | Компьютерная диагностика электронных систем автомобилей: учебное пособие | Быков В.В. | Учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / Быков В. В.; ГОУВПО «ДОННТУ». – Донецк: ДОННТУ, 2020. – 118 с. |
7 | Контроль технического состояния транспортных средств: учебное пособие | Быков В. В. | Учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / Быков В. В.; ГОУВПО «ДОННТУ». – Донецк: ДОННТУ, 2020. – 193 с. |
Опубликованные патенты
- Пат. № 2794018 Россия, СПК F01B 9/023 (2023.02); F02B 75/32 (2023.02). Бесшатунный двигатель с кривошипно-кулисным механизмом / Н.И. Мищенко, А.В. Химченко, Т.Н. Колесникова, В.Л. Супрун, Ю.В. Юрченко — Заявка: 2022126033, 05.10.2022; Опубл. 11.04.2023 Бюл. № 11
Научная работа на кафедре ведется по следующим основным направлениям:
1. Создание новых и совершенствование существующих двигателей внутреннего сгорания с высокими экономическими и экологическими показателями.
В рамках этого направления созданы новые нетрадиционные двигатели, разработанные научные принципы конструирования ДВС различного направления, новые методы исследований и расчетов. Работы выполняются под научным руководством заведующего кафедрой д.т.н., проф. Мищенко Н.И.
Для проведения исследовательских и опытно-конструкторских работ по двигателям внутреннего сгорания в 1977 г. создана научно-исследовательская лаборатория ДВС. Лаборатория имеет современную научно-исследовательскую базу, состоящую из полностью автоматизированного испытательного стенда, измерительной аппаратуры и др. На базе лаборатории выполняются кандидатские и докторские диссертации. Руководителем лаборатории является д.т.н., проф. Мищенко Н.И.

В области совершенствования учебного процесса за годы деятельности кафедры издано 274 методических указаний и несколько учебных пособий. Из наиболее важных результатов разработок конструкции и теории двигателя следует отметить труд проф. М. И. Мищенко – двухтомное издание «Нетрадиционные малоразмерные двигатели внутреннего сгорания», в которых рассмотрены теория, расчет и проектирование бесшатунного и сфероидального двигателей. Опубликовано 183 научных статьи, две монографии, учебное пособие по теории двигателей внутреннего сгорания, большое количество научных отчетов по завершенным этапам научно-исследовательских работ. Получено 87 авторских свидетельств и патентов на изобретение.
Результаты деятельности кафедры широко известны в странах СНГ и дальнего зарубежья. Например, проф. Мищенко Н.И. является членом Международной организации по стандартизации ТС23/SC17 ISO «Ручные портативные лесные машины». В 1995 и 1997 гг. он приглашался учеными Мэрилендского и Филадельфийского университетов, фирмой Дженерал Моторс и другими фирмами и организациями США для презентации инновационных проектов по двигателям внутреннего сгорания.
2. Диагностика тормозных систем автомобилей категории М1.
В результате исследований совершенствуются методы определения технического состояния колесных транспортных средств, что способствует повышению безопасности дорожного движения. Работы выполняются под научным руководством к.т.н., доц. Быкова В.В.
В лаборатории диагностики работы ведутся по перспективным научно-техническим направлениям.
Наименование перспективного научно-технического направления | Отрасль промышленности | Состояние вопроса | Сущность разработки | Ожидаемые результаты |
---|---|---|---|---|
Диагностика тормозных систем автомобилей категории М1 | Транспортный комплекс | Данная тематика разрабатывается в ведущих вузах РФ | Совершенствование методов диагностики тормозных систем автомобилей | Повышение безопасности автомобилей категории М1 |
Продление жизненного цикла тормозных дисков автомобилей | Транспортный комплекс | Данная тематика разрабатывается в АДИ ДОННТУ | Восстановление геометрических характеристик тормозных дисков автомобилей | Увеличение ресурса тормозных дисков на 100% |
Определение технического состояния ретро и классических автомобилей | Транспортный комплекс | Данная тематика разрабатывается в АДИ ДОННТУ | Совершенствование методики определения технического состояния ретро и классических автомобилей | Допуск к легальному движению по дорогам общего пользования раритетных и классических автомобилей |
3. Проект «Родстер «Крым»
4 октября 2022 г. АДИ ДонНТУ подписал четырёхстороннее соглашение с МГТУ им. Н.Э. Баумана, Конструкторским бюро молодёжи «Национальный родстер» и Ассоциацией развития поршневого двигателестроения о начале реализации проекта родстер «Крым». Следующий этап – получение комплекта конструкторской документации на третий прототип Родстера «Крым» и несущей системы в виде пространственной рамы. Для реализации проекта создана команда из студентов, аспирантов и преподавателей АДИ ДонНТУ.
На базе МГТУ им. Н.Э. Баумана и производственной площадке Конструкторского бюро молодёжи «Национальный родстер» команда АДИ ДонНТУ провела несколько стажировок и приобрела бесценный опыт в создании Родстера. За время прохождения стажировок изготовлен полный комплект обвеса Родстера, получены практико-ориентированные навыки работы с композитными материалами на ЧПУ станках, с CAD системами, 3D сканированием и реверс-инжинирингом.
В 2023 г. команда АДИ ДонНТУ стала полноправным участником межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорации (МСИТК) и обрела новые знакомства с коллегами из различных ВУЗов Российской Федерации. Активная работа в рамках МСИТК и поддержка Онищенко Д.О. позволила развивать сотрудничество с ПАО АВТОВАЗ и как следствие, в АДИ ДонНТУ был передан для работы над проектом автомобиль Лада Гранта. На несущую систему были установлены основные узлы и агрегаты автомобиля донора, а также обвес собственноручно изготовленный ранее в КБМ «Национальный родстер».

В 2024 г. работы по установке силового агрегата и кузовного обвеса полностью завершены. Впереди сборка салона, выбор цвета, покраска, обкатка и много чего интересного.
Руководитель: доцент, канд. техн. наук В.В. Быков.
4. Научное направление «Методологические основы управления экологической безопасностью инфраструктуры автосервиса»
Функционирование объектов транспортной инфраструктуры неизбежно ведёт к локальному, прямому и косвенному влиянию на компоненты окружающей среды. Как правило, это выражается в физическом, химическом, биологическом загрязнении атмосферы, гидросферы, почв, отрицательном влиянии на растительный и животный мир. Стремительно обостряется проблема утилизации и переработки отходов, возникающих при эксплуатации транспортных средств, в том числе и при завершении срока их службы. Растет потребление природных ресурсов на фоне низкого уровня получения и использования вторичных ресурсов.
Создавшаяся ситуация определяет необходимость разработки теоретических основ и методических подходов к решению экологических проблем в автотранспортном комплексе и, прежде всего, в его составляющей – системе автосервиса.
Руководитель: доцент, канд. техн. наук С.В. Никульшин.
5. Научное направление «Разработка процессов функционирования и развития производства в системе автосервиса»
В современных экономических условиях единственной структурой в составе автомобильного транспорта, которая может в полном объеме на высшем уровне поддерживать и восстанавливать техническое состояние, является система автосервиса. Поэтому необходимостьрешения проблемы достижения предприятиями автосервиса стабильного устойчивого состояния приобретает первоочередное значение. В тоже время в современных условиях довольно трудно оценить технико-экономическое состояние отдельных автосервисных предприятий, определить объективные закономерности их взаимодействия с обществом, биологической средой и внутренней организацией системы и практически невозможно со значимой вероятностью спрогнозировать их состояние.
Автосервис – является связующим звеном между производством автомобилей и их эксплуатацией. На него возлагается решение таких сложных задач как поддержка и восстановление максимальной работоспособности автотранспортных средств и обеспечения их эксплуатационной безопасности. Решение данных задач на всем постсоветском пространстве осуществляется в условиях роста численности парка автомобилей, его широкой возрастной структуры, повышения конструкционной сложности новых автомобилей, ужесточения требований к экологической, пассивной и активной безопасности, ограничения использованных ресурсов, увеличения потенциальных клиентов среди частных перевозчиков, не имеющих своей производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей. Все эти факторы значительно усложняют процесс функционирования АСП на уровне максимального производственного потенциала.
Руководитель: доцент, канд. техн. наук С.В. Никульшин.
6. Научное направление «Реновационно-экологическая концепция промышленного производства»
Ежегодно в мире выводится из оборота (списывается) по причине весового износа деталей машин не более чем на 0,1…0,5 % свыше 10 % сложных технических изделий. Затраченные на их изготовление материальные, трудовые, финансовые, энергетические и другие ресурсы используются менее чем на 1 %.
Общие загрязнения окружающей среды, полученные при изготовлении этих изделий, превышают их вес в 100…150 раз. Стремительно обостряется климатическая проблема планеты, возникающая при использовании объектов производства, в том числе и при завершении их регламентного цикла. Растет потребление невозобновляемых природных ресурсов на фоне низкого уровня использования вторичных ресурсов, что ещё более увеличивает экологическую напряженность.
Для компенсации износа отработанных технических изделий при их восстановлении требуется материала менее 1% от их веса. Все другие затраты, а также объём технологических работ (учитывая добычу природных ресурсов) в десятки раз меньше по сравнению с их изготовлением из первичного материала, поэтому и загрязнений окружающей среды получается также в десятки раз меньше.
Себестоимость реновации изделий до номинальных параметров (с учётом затрат на добычу и переработку материалов) составляет не более 10 % от новых, она не требует значительных инвестиций и может быть реализована на базе существующих промышленных предприятий.
Высокая экологическая и технико-экономическая эффективность реновации технических изделий определяет необходимость разработки государственной программы «Реновационно-экологической концепции промышленного производства технических изделий».
Руководитель: доцент, канд. техн. наук Б.В. Намаконов
7. Научное направление – совершенствование технологического обеспечения повышения качества отделочно-упрочняющей обработки деталей сложной пространственной формы.
На современном этапе развития промышленности повышение эксплуатационных характеристик изделий машиностроения обеспечивается в большей степени за счет отделочных видов обработки, позволяющих существенно повышать их эксплуатационные свойства. Отделочно-упрочняющая обработка (ОУО) позволяет решить сразу ряд ключевых задач, таких как – повышение эксплуатационных характеристик, долговечности, надежности, возможность обработки изделий со сложной пространственной геометрией, обработка которых традиционными методами затруднительна.
Таким образом, отделочно-упрочняющая обработка является актуальным и необходимым этапом в производстве деталей сложной пространственной формы, обеспечивая высокое качество, долговечность и надежность конечных изделий.
Разработчик: ст. преп. А.В. Анастасьев.