История кафедры ”Автомобильный транспорт”
В 1961 г. по инициативе Министерства автомобильного транспорта РСФСР и объединения Донецкавтотранс была открыта в Донецком политехническом институте (ДПИ) специальность «Автомобильный транспорт». В связи с этим в 1962 г. была создана кафедра «Автомобильный транспорт» при горномеханическом факультете. Преподавательский состав кафедры сначала был преимущественно из числа опытных преподавателей Харьковского автомобильно-дорожного института (Черноволот Константин Дмитриевич, к.т.н., доц.; Моисеев Анатолий Филиппович, к.т.н., доц.; Чернобривец Иван Мефодиевич, к. т.н., доц.; Кизуб Виктор Григорьевич, к.т.н., доц.). Заведующим кафедрой был избран к.т.н., доц. К. Д. Черноволот.
Первый прием студентов по специальности «Автомобильный транспорт» (две группы дневного обучения и одна группа вечернего) состоялся в 1961 г., а в 1966 г. кафедра осуществила первый выпуск инженеров-механиков автомобильного транспорта. В состав кафедры в это время входили:
- Черноволот Константин Дмитриевич, к.т.н., доц, заведующий кафедрой.
- Моисеев Анатолий Филиппович, к.т.н., доц.
- Чернобривец Иван Мефодиевич, к.т.н., доц.
- Кизуб Виктор Григорьевич, к.т.н., доц.
- Морозов Михаил Владимирович, ст. преп.
- Гутеньов Николай Иванович, ст. преп.
- Жирнов Анатолий Андреевич, ст. преп.
- Судак Федор Маркович, ас.
- Мастетюрин Виталий Иванович, ас.
В дальнейшем на кафедру пришли работать:
- Охрименко Вячеслав Васильевич, ас.
- Лапай Николай Петрович, ас.
- Рассохин Николай Петрович, ас.
- Громов Николай Филиппович, ас.
Кроме того, на кафедре «Автомобильный транспорт» был оставлен на должность ассистента выпускник этой кафедры Мищенко Николай Иванович.
В 1965 г. кафедра становится выпускающей и входит в состав механического факультета ДПИ.
С 1965 по 1969 гг количество студентов, осваивающих специальность «Автомобильный транспорт», существенно возрастает. Увеличивается учебная нагрузка кафедры и количественный ее состав. Поэтому в 1969 г. были образованы две кафедры: «Автомобили и двигатели» и «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей».
Кафедра «Автомобили и двигатели» была сформирована в следующем составе:
- Черноволот К. Д., зав. каф.
- Моисеев А. П.
- Чернобривец И. М.
- Мищенко М. И.
- Охрименко В. В.
- Кизуб В. Г.
- Лапы М. П.
- Мастетюрин В. И.
В сентябре 1970 г. кафедра «Автомобили и двигатели» переведена из г. Донецка в Горловский филиал ДПИ, где был организован факультет «Автомобильный транспорт».
В связи с переездом кафедры в г. Горловку часть преподавателей осталась работать в ГНИ и других вузах и организациях, а в ГФ ГНИ в первом составе попали:
- Черноволот К. Д., зав. каф.
- Кизуб В. Г.
- Мищенко М. И.
- Лапы Н. П.
- Охрименко В. В.
- Ефимов М. А.
Среди этого состава Мищенко Н.И. является первым преподавателем-выпускником кафедры «Автомобили и двигатели» ГНИ. Он с ноября 1970 по декабрь 1973 учился в очной аспирантуре при кафедре автотракторных двигателей Московского автомобильно-дорожного института, а с января 1974 г. и по настоящее время работает на этой кафедре.
Дальнейшее пополнение и обновление кадров происходило, главным образом, за счет выпускников кафедры «Автомобили и двигатели» – инженеров, специалистов, магистров и аспирантов.
Становление кафедры приходится на период с 1970 по 1975 гг, когда заново создавалась материальная лабораторная база, формировалась методика подготовки по специальности «Автомобильный транспорт» с учетом особенностей развития экономики и автомобильного транспорта восточного региона Украины. При этом активно использовался опыт подготовки инженерных кадров таких вузов, как МАДИ и МАМИ (Россия), ХАДИ и КАДИ (Украина), которые оказали большую помощь в подготовке научных кадров кафедры через аспирантуру, факультеты повышения квалификации, стажировки.
Первым заведующим кафедрой «Автомобили и двигатели» был к.т.н. доц. Черноволот К. Д., затем, в связи с разделением кафедры на две самостоятельные кафедры: «Автомобили» и «Двигатели», заведующими были к.т.н. доц. Бендас И. М. – кафедра «Автомобили» и к.т.н. доц. Боцманов В. Г. – кафедра «Двигатели». До 1996 г. кафедру «Автомобили» возглавляли также к.т.н. доц. Белоглазов В. Г. и к.т.н. доц. Куница А. В., а кафедру «Двигатели» – к.т.н. доц. Кононенко С. Г., к.т.н. доц. Остапенко А. В. и к.т.н. доц. Мищенко М. И. С 1996 г. вновь происходит слияние вышеуказанных кафедр и образования кафедры «Автомобили и двигатели», что становится выпускающей по специальностям «Организация и регулирование дорожного движения» и «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте». Руководит кафедрой к.т.н. доц. Куница А. В.
В 2000 г. заведующим кафедрой становится д.т.н., проф. Мищенко Н.И. и она вместе с кафедрой «Техническая эксплуатация автомобилей» является выпускающей по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Важные научные исследования на кафедре выполнялись под руководством д.т.н., проф. Мищенко М. И., д.т.н. проф. Белоглазова В. Г, и к.т.н. доц. Бендаса И. М. Именно под их руководством были сформированы три крупных направления исследований – создание нетрадиционных маломощных двигателей внутреннего сгорания с высокими экономическими и экологическими показателями, тормозная динамика автомобилей и разработка и исследование приводов транспортных и технологических машин на основе новых инерционно-импульсных механических систем.
В 2012 г. была организована кафедра “Автомобильный транспорт” путём слияние кафедр ” Автомобили и двигатели” и “Техническая эксплуатация автомобилей”
С 01.07.2000 г. по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Мищенко Николай Иванович. Свою энергию он направляет на исследовательскую работу, совершенствование учебного процесса, развитие материально-технической базы кафедры. Под его руководством создана новая научная школа по двигателям внутреннего сгорания, где готовятся будущие кандидаты и доктора технических наук. Ему принадлежат фундаментальные исследования в области теории, разработки и испытания нетрадиционных двигателей, основ расчета кинематической точности безшатунного двигателя с кривошипно-кулисным силовым механизмом. Мищенко М. И. является членом Международной организации по стандартизации, членом экспертного Совета по транспорту ВАК Украины, зам. гол. редактора журнала «Известия автомобильно-дорожного института», членом оргкомитета Международных научно-технических конференций. Выступал с докладами перед учеными и представителями американских фирм в Мэрилендским и Филадельфийском университетах США, принимал участие в международном семинаре «Украинские инновационные проекты, новые технологии и изобретения» (Филадельфийский научный центр, США, 1997 г.) Именно под его руководством кафедра получила признание среди родственных вузов Украины, России и других стран и приобрела определенный профессиональный имидж.